не про рыбуМы совершали это поздней осенью, когда по реке плыли листья. Я и мой друг Денис Булавкин резвились под мостом, а вода была холодной и сильно прозрачной - видны были раки, ползающие по дну. Вдруг Денис закричал и стремительно заработал руками в сторону берега. Я подивился -что такое? - и поплыл к нему. Весь кошмар стал ясен, когда мой друг вышел на сушу: правая нога была вся в крови.
Дул сильный, уже зимний, ветер, снег давал генеральную репетицию, и, толком не рассмотрев, что случилось с ногой Дениса, мы оделись и поторопились разойтись. Когда шли по мосту, Денис сказал, что его нога будто плавает в ботинке. На площади Свободы я повернул направо - в старый район, а Денис - в новый, в левый. Вечером мой друг позвонил мне и сообщил, что у него нет полпальца. Обменявшись кучей предположений, каждый из нас лег спать, лихорадочно обдумывая, кто же мог оторвать полпальца.
про рыбуНенадолго история позабылась, но в один момент все всплыло. Надо сказать, что я и Денис - большие охотники до зимней рыбалки - много общаемся с такими же, и вот, что мы узнали недавно от одного старого, наполненного мудростью и опытом лет, рыболова. Разговорившись за отсутствием поклевок (неподалеку от моста), мы рассказали старику об откушенном пальце. Рыбак слушал, свернул самокрутку , задымил, закашлял и, выпучив глаза, посмотрел на нас. Мы с Денисом переглянулись и от неожиданности раскрыли рты.
"Что случилось?" - испуганно спросил я. "Эх, ребята, ребята, - начал рыбак, - видно правду рассказывал мне мой прадед. Слушайте, я расскажу вам. Давным-давно, а мой прадед Лазарь Кузьмич напугал нас, ребят, когда мне было десять - младше вас я был, так вот прадед мой рассказал нам, что раньше в Чепце водилась всякой величины рыба : таскали огромных сомов, судаков, стерлядей, щук, река была судоходной. Судоходной!
Мой прадед поведал нам легенду о том, что на том месте, где сейчас мост, поселилась невиданной силы рыба . Ставили донки - рыба обрывала веревку или ломала крюк, загоняли в сеть - великанша мотню прошибала. Невозможно поймать было. Один из рыбарей расхрабрился: полез с копьем воду - думал померяться силой. Вернулся без ноги.". "Может, это она откусила полпальца?" - переглянулись мы с Диней и снова обратились к старику. ".Рассказывали, что она утащила нескольких ребятишек и сожрала их.
Даже ставили знак, запрещающий купаться. Ну а дальше - великое строительство, мост. Сейчас мало кто помнит о рыбе . Моих друзей, которые слышали прадеда, уже нет. Эх, есть, что вспомнить", - переключился на ностальгию дед и начал рассказывать о боевых товарищах. Уходили мы с той рыбалки, ошарашенные услышанным. Я расспрашивал знакомых, у которых была седина в бороде, не слышали ли они чего-нибудь о страшной рыбе , но никто ничего не знал.
Лишь в краеведческом музее, в подтверждение всего, увидел я огромных размеров кованые крючки (когда-то ими ловили в Чепце рыбу !) и скелеты и позвонки этих чудовищ. Под мост купаться мы с Денисом больше не ходили. А позже и сами моржи сменили место купания, услышав от нас легенду о страшной рыбе и об откушенной половине пальца. Но вот только никто не подумал о том, что такая огромная рыба позарилась бы не на палец, а на ногу или даже на две.
И тем более обидно, что, скорее всего, с усохшей рекой усохла и рыба и, вместо полноги, она смогла оттяпать лишь полпальца. Мельчают люди.
Павел Быков